На главную Написать письмо
Турагентство ВЕЛЕС-ТУР   Велес-тур
ТУРЫ ПО РОССИИ И СНГ
 

Золотое Кольцо
сборные туры
  Малое Золотое Кольцо России (4д/ 3н)     Северо-Восточная Русь (3д / 2н)  
Гостиницы
 

Владимир    Кострома    Переславль Залесский     Ростов Великий    Сергиев Пoсад    Суздаль    Ярославль


ВЛАДИМИР
      Владимир - один из древнейших русских городов, сыгравший вместе с Киевом и Новгородом огромную роль в образовании русского государства, в формировании его культуры.  
    Основал город Владимир Мономах в 1108 году, в один из своих приездов из Киева с целью укрепления ростово-суздальской земли. Город носит имя своего основателя. Основан Владимир как крепость на высоком берегу реки Клязьмы на месте поселения землевладельцев и ремесленников. Мономах выбрал место, очень напоминающее расположение Киева. Была повторена и топонимика Киева: Во Владимире есть и река Лыбедь и Золотые ворота. Вес и значение Владимира возрастают в княжение первого самостоятельного князя Северо-восточной Руси Юрия Долгорукого. Сын Юрия, Андрей, вопреки воле отца княжить в Киеве не остался, а в 1157 году вернулся на северо-восток, в земли, которые очень любил. По легенде, Андрей взял из Вышгорода чудотворную икону "Умиление", написанную евангелистом Лукой. Икона же не возражала, а, напротив, "двигалась" и по пути остановила коней в 11 верстах от Владимира. Там Андрей, прозванный Боголюбским, выстроил свою резиденцию. Уже в 1157 году перенес он столицу княжества из Суздаля во Владимир, где не было боярства. Почти через сто лет, в 1252 году, ярлык на великое владимирское княжение получил Александр Невский. Прожил он во Владимире 11 лет, умер в 1263 году после посещения Золотой Орды, где уговаривал хана не наказывать Русь, поднявшуюся против сборщиков дани - татарских баскаков. Захоронен был в стенах Владимирского Рождественского монастыря, а в 18 веке останки его были перенесены в Санкт-Петербург, и покоятся в Александро-Невской Лавре. Уже в 14 веке Владимир Утратил былое величие и вошел в состав Московского государства. 
    В 18-19 веках Владимир - губернский город, достаточно провинциальный по образу жизни и архитектуре.

Архитектурные памятники:
    Золотые ворота (1158-1164 г.г.).
Уникальный памятник древнерусского оборонительного зодчества. Построены по аналогии с Константинополем и Киевом князем Андреем Боголюбским. Это была грандиозная триумфальная арка, увенчанный церковью парадный въезд в город. Были еще Серебряные, Медные, Ивановы, Иринины, Волжские и Торговые ворота.
    Дмитриевский собор (1194-1197 г.г.).
Это бывший дворцовый храм Всеволода III. В архитектуре Владимира четко прослеживается западно-европейское , романское влияние. Летописи утверждают, что для строительства Владимира "Бог собрал мастеров из всех земель". На северном фасаде в ближней к апсиде закомаре изображен Всеволод III Большое Гнездо со своим семейством. Рядом с Дмитриевским собором - смотровая площадка, откуда хорошо видна Клязьма, дорога на древний Муром, леса. Южная часть города была укреплена самой природой: высота городских холмов 40 м и они круто обрываются к реке Клязьме. С севера город имел овраги заполненные водой.
    Исторический музей.
Здание постройки начала века (архитектор П.Беген, псевдорусский стиль с подражанием архитектуре 16-17 веков). В музее богатая археологическая коллекция. 1 этаж музея посвящен истории Владимира от каменного века до начала 18 века. На 2 этаже - история города в 18-20 веках с интересными экспонатами, экспозиция посвященная Владимирскому каторжному централу и его узникам, а так же посещению города Николаем II в год празднования 300-летия дома Романовых-1913г.
    Присутственные места (1785-1790 г.г.).
Грузное здание Присутственных мест выстроено в стиле классицизма. Эти бывшие административные постройки сейчас размещают в себе несколько экспозиций: Музей детской игрушки Улица губернского города "Минувших дней очарованье" - портреты владельцев усадеб и сохранившаяся мебель и предметы из бывших "дворянских гнезд" владимирщины Картинная галерея с парсунами, портретами 18 века, картинами Тропинина, Шишкина, Брюлова и других живописцев.
    Успенский собор (1158-1189 г.г.).
Это одно из величайших творений зодчества Владимира. К нему пристроены теплая Георгиевская церковь и колокольня (19 век) (в стиле неоготики). Возведенный мастерами князя Андрея Боголюбского и дополненный галереями и боковыми главами при князе Всеволоде III (после пожара он был расширен и еще больше украшен). Успенский собор действующий. Служит в нем епископ владимирский и суздальский. Успенский собор был главным собором Руси до первой половины 14 века. Под его сводами венчались на царство великие князья. А уже позже итальянский архитектор Аристотель Фиорованти построит в Московском Кремле Успенский собор, для которого Владимирский послужил образцом. В соборе сохранились фрески Андрея Рублева.

КОСТРОМА


    Город был основан Юрием Долгоруким в 12 веке в 1152 году как форпост северо-восточных рубежей Руси. С 1246 года Кострома стала центром самостоятельного княжества, а около середины 14 века была присоединена к Московскому княжеству и стала опорным пунктом русского государства в Поволжье. Город связан с семьей Романовых: во время избрания Михаила Романова на престол в 1613 году он гостил у своей матери в Ипатьевском монастыре, куда и пришли послы узнать, согласен ли молодой Миша Романов стать русским царем. В 1778 году Кострома стала центром губернии. Генеральный план ее перестройки утвержден в 1784 году. Как говорит легенда, Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер, вот город и спланирован по веерной системе, где улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волги. Этимологическое название Кострома (а это имя и реки, протекающей по городу) связывают с давним языческим обрядом. "Кострома" - это кукла, деревянная или соломенная, символизирующая обновление природы и конец зимы.

Архитектурные памятники:
    Палаты бояр Романовых (конец 16-начало 17 в.)
Расположены на территории Ипатьевского монастыря. В 1613 году это здание келий предоставлялось Романовым для жилья, здание было двухэтажным. В 1858 году решили эти кельи сделать "приличными" для Царских чертогов.    
    Музей деревянной архитектуры.

Сюда привезены постройки из разных уголков Костромской области. В музее много амбаров с сусеками под пшеницу, овин для просушки снопов, 4 бани на сваях с печами-каменками, 4 мельницы, церкви, много старинных деревянных часовен.
    Богоявленский монастырь. (первая четверть 15 века)
Резиденция нынешнего архиепископа Костромского, находится в центре и содержит семинарию, мастерские по изготовлению церковной одежды, икон и типографию для печатания газеты. В монастыре около 100 монахов.
    Ипатьевский монастырь.
По легенде монастырь основан татарским мурзой Четом. По дороге в Москву из Золотой Орды в 1330 году Чет заболел и на месте будущего монастыря увидел во сне Богоматерь с апостолом Филиппом и святым мучеником Ипатием Гангрским. Видение обещало исцеление. Чет выздоровел, добрался до Москвы, принял крещение (он являлся родоначальником Годуновых) и основал монастырь.
    Церковь воскресения на дебре (около 1651 г.)
Согласно преданию, однажды купцы города нашли в грузах, прибывших из Англии в обмен на лен, бочонок с золотыми монетами. Поставленный в известность Лондон просит использовать деньги на "богоугодные дела". Так и появилась эта церковь, на найденные деньги купцом Исааковым. На входных воротах церкви можно увидеть английские королевские символы - льва, единорога вперемешку с русскими персонажами (Сирин, птица - неясыть и др.). "Дебрями" называют место, заросшее густым, непроходимым лесом. По преданию здесь раннее был сосновый лес, куда князь ездил на охоту.

ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ
      Образование Переславля относится к глубокой древности. Первоначально город назывался Клещином по имени озера. В середине 12 века князь Юрий Догорукий перенес город из Клещина, поставив его не середину реки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро. Названия эти - Переславль и Трубеж - исторические. Переяславлей на Руси было три: Переяславль-Рязанский, Переяславль Новый, о котором идет речь и их прародитель Переяславль Южный, чуть ли не самый южный город Киевской Руси. Все Переяславли стояли на реках носящих имя Трубеж. Переселенцы из Южной Руси приносили с собой и названия городов, и названия рек. Переяславль со временем стал называться Переславлем-Залесским (вся суздальская земля находилась за "лесом" от Киева). 
    В переводе с древнерусского, "Переславль" означает "перенявший славу". Валы новооснованного города, высокие и широкие, охватили огромную территорию. Высота вала колебалась от 10 до 18 м, а окружность составляла 2 км 350 м. После раздробления Владимирского княжества Переславль-Залесский становится столицей небольшого удельного княжества. Здесь родился Александр Невский. Переславль славен еще и тем, что здесь на Плещевом озере Петр I построил свою первую флотилию. Плещеево озеро - ледникового происхождения и имеет возраст около 30 тысяч лет. Оно почти правильной овальной формы, береговая линия занимает почти 27 км. В озере водится 16 видов рыб. Зимой озеро замерзает, а летом его поверхность , обычно спокойная и неподвижная, иногда покрывается большими волнами.

Архитектурные памятники:
    Преображенский собор.
Собор построил князь Юрий Долгорукий (в 1 152 году собор уже существовал). Называют его в Переславле - Старый собор. Рядом с ним стояли когда-то хоромы князя, дома дружинников. Образованное пространство называлось Красной площадью. Настоящее название собора - Спасо-Преображенский.    
     Горицкий монастырь.

(историко-художественный музей)
Монастырь основан в первой половине 14 века при московском князе Иване Даниловиче Калите. Свое название монастырь получил от места расположения на возвышенности у края откоса. Сначала его именовали Успенским, что на Горице, а затем стали называть просто Горицким. С 1919 года здесь открыт музей.
    Никитский монастырь.
Его основание относят к концу 11 - началу 12 вв. Это один из самых древнейших монастырей в этих краях. Для Никитской обители особенно важным был 16 века, когда вместо деревянных появляются каменные строения. Особенно бурно монастырь перестраивается в 60-е годы 16 века, когда Иван Грозный избрал своей резиденцией Александрову слободу.
    Музей-усадьба "Ботик".
В музее хранится бот "Фортуна". Рядом размещены деревянные блоки, ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, точило, мачты, рули. У одной из стен установлен бюст Петра. Перед зданием музея стоит памятник Петру - гранитный обелиск работы А.С. Кампиони. Открытие его состоялось 17 августа 1852 года.

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
      Ростов - настоящая жемчужина Золотого кольца с удивительно сохранившимся, целостным ансамблем Кремля, с заповедным центром старого города, живописно расположившимся на берегу озера Неро. Это один самых старых городов Золотого кольца.  
    По летописи он был основан в 9 веке. В 989 году Ростов принял христианство. Вскоре после этого была построена в городе первая церковь "от древес дубовых" на том самом месте, где сейчас Успенский собор. Но не к деревянной церкви обращались взоры ростовцев: их привлекало сияние, исходящее от золоченой головы языческого бога Велеса. Его изваяние, сделанное из ствола дуба, было так велико, что хорошо было видно из города в 10 км от него. Правда, временами его глаза и рот вспыхивали огнем, а из чрева неслись громкие и грозные заклинания, валил густой дым. Идол был поставлен по указу Киевского князя Владимира, за несколько лет до его решения принять христианство и как раз для борьбы с проникновением в ростовскую землю христианства из Новгорода. 
    По сообщениям летописей Ростов выглядит городом, который никогда не был столицей Руси, постоянно находясь в оппозиции другим центрам Залесья. Завидуя Суздалю, Владимиру, Переславлю, ростовские бояре предстают в истории как интриганы, честолюбцы, никогда не достигающие своих целей. С 1207 года Ростов становится княжеским городом. После присоединения к Москве в 1474 году Ростов все больше превращается в религиозный центр Московского княжества. С 1530 года ростовские епископы получают титулы архиепископов, а с 1589 года - митрополитов. 
    Ростов 15-16 веков - это крепкий и богатый город: 20 церквей и 10 монастырей. Однако ни одной постройки того времени, кроме Успенского собора, до нас не дошло. Архитектурный облик города начал складываться в конце 18 века. План Ростова был утвержден Екатериной II в апреле 1778 года. В 1782 году Ростов насчитывал уже 700 каменных домов и лавок. Общий план города с тех пор остался неизменным.

Архитектурные памятники:
    Ростовский Кремль.
Строительство началось в 1670 году. Монастыри - это, как правило, настоящие крепости. Ростовский же Кремль - это скорее парадная резиденция, несмотря на свои стены и башни, это своего рода усадьба-замок. Начало строительства было положено сооружением Святых ворот с надвратной церковью - пятиглавым храмом Вознесения (1670 год), ведущих из метрополичьей усадьбы к городскому собору. В размещенном в Кремле музее можно ознакомиться с иконами 15-17 веков, произведениями декоративно-прикладного искусства, предметами воспроизводящими обстановку кабинета и столовой митрополита, образцами ростовской финифти.
    Звонница (1682 - 1687 г.г.).
Возвышается рядом с собором. На звоннице висят знаменитые ростовские колокола общим числом 13, а общим весом 4 500 пудов. Самый большой колокол Ростова "Сысой" (мастер Флор Терентьев) весит 2 000 пудов, "Полиелейный" - 1 000 пудов, "Лебедь" - 500 пудов. Когда бархатный звук "Сысоя" летел над городом и озером, в 18 верстах от Ростова были слышны его могучие вздохи.
    Гостиный двор.
Расположен рядом с Кремлем. Построен в 30 годы 19 века в стиле позднего классицизма по проекту архитектора А.Мельникова. За аркадой на пилонах возвышается пятиглавая церковь Спаса на Торгу, построенная в 1685-1690 г.г.
    Успенский собор (начало 16 века).
Собор построен на месте белокаменных храмов 12-13 веков, сменивших первую деревянную церковь, о которой было упомянуто в рассказе об идоле Велеса. В целом он подражает Успенскому и Архангельскому соборам Московского Кремля.

СЕРГИЕВ ПОСАД
      Город назван в честь святого Сергия, родившегося в соседнем городке - Радонеж. Сергий Радонежский основал один из самых значительных и больших по размерам монастырей России. Мощи св. Сергия захоронены в Троице-Сергиевой лавре, ставшей сегодня своеобразным русским Ватиканом. Здесь находятся семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы. Ансамбль лавры создавался в течении нескольких веков, что и объясняет его стилевое разнообразия. 
    Судьба монастыря неразрывно связана с Москвой. Сергий Радонежский, используя свой авторитет, поддерживает князя Дмитрия Донского, улаживает отношения между князьями. Сергий поддерживает политику объединения русских земель, проводимую московскими князьями. В 1774 году монастырю пожалован титул лавры. "Лавра" в переводе с греческого значит главный, наиболее важный монастырь. В императорской Руси было 4 лавры: Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Александро-Невская в Петербурге и Почаево-Успенская на Волыни.

Архитектурные памятники:
    Троице-Сергиева Лавра.
Основан монастырь в середине 14 века Сергием Радонежским. В 16-17 веках лавра становится крупнейшим землевладельцем, в различных местах монастырю принадлежало более 100 владений. Этот монастырь был и крупнейшей военной крепостью. Иван Грозный всегда имел слабость к монастырю, где он получил крещение. После того как убил своего сын, царь пожертвовал монастырю огромные деньги - 5 000 рублей - на "помин души Ивана". В середине 16 века деревянная ограда монастыря по приказу Ивана Грозного заменяется на каменную со сторожевыми башнями. В 1608 году лавра выдержала 16 месяцев осады польско-литовских интервентов. После снятия осады монастырь стал одним из центров организации борьбы с интервентами. Монастырь всегда являлся и крупнейшим центром древнерусской культуры. В нем жили и работали образованнейшие люди далекого прошлого Епифаний Мудрый - писатель 15 века, Максим Грек - ученый монах 16 века, Авраамий Палицын - описавший осаду монастыря и другие события … В музеях лавры десятки тысяч экспонатов, в том числе множество собранного в годы советской власти. Музейные коллекции занимают Ризницу, Наместнические покои, Больничные палаты и другие здания.
    Черниговский скит.
    Музей игрушки.

СУЗДАЛЬ
      Суздаль - один из древнейших русских городов. Удивительна судьба этого города. Расположенный в центре России, где люди с незапамятных времен занимались земледелием, Суздаль миновал многие стадии бурного роста городов и дожил до нашего времени в своем неповторимом древнем обличии. Первые поселения возникли на месте Суздаля к 10 веку. Первое летописное упоминание относится к 1024 году, когда на Суздальщине вспыхнуло восстание, которому предшествовали неурожаи в течении нескольких лет. Для подавления восстания в Суздаль прибыл сам Ярослав Мудрый. В период правления Юрия Долгорукого Суздаль становится стольным градом Ростово-Суздальского княжества. Юрий живет больше в Суздале, его загородная резиденция находится в 4 км от города, в селе Кидекша. В 16 веке Суздаль был взят Иваном Грозным в опричнину. В 1608 году польско-литовские отряды пана Лисовского подошли к Суздалю и страшно разорили его. В 1612 году большой отряд суздальцев под командованием воеводы Измайлова вышел на помощь народному ополчению, которым командовал тоже суздалец - князь Д.М.Пожарский (похоронен в Суздале). В 17-18 веках посадские люди Суздаля, богатея на торговых делах, строят множество церквей на посаде и в слободах. В Суздале 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен и н и о д н о й современной постройки в центре города. Суздаль - это великолепный архитектурный ансамбль. 
    Красоту города по достоинству оценил Андрей Тарковский: в Суздале (и Владимире) снимались некоторые сцены фильма "Андрей Рублев". За последние 250 лет даже границы города остались практически неизменными.

Архитектурные памятники:
    Кремль.
Древние валы Кремля относятся к 10-11 векам, а деревянная стена сгорела в большом городском пожаре. В Кремле находится древнейшее сооружение города - собор Рождества Богородицы 13-16 в.в., выстроенный на месте собора Владимира Мономаха. В 15 веке собор горел во время нашествия казанского хана и в 16 веке верхняя часть его была надстроена. К югу от собора находится высокая Соборная колокольня, сооруженная в 1635 году по заказу епископа Серапиона. По высокой лестнице можно подняться и, пройдя по переходу, очутиться в просторных сводчатых покоях архиерейских палат, где расположена историческая экспозиция, посвященная истории города Суздаля.
    Спасо - Евфимиевский монастырь.
Монастырь основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем. В Никольской больничной церкви 17 века (бывшая молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, здесь отпевали усопших) - размещена суздальская "Золотая кладовая" - выставка декоративно-прикладного искусства.
    Покровский монастырь.
Монастырь основан в 1364 году по обету суздальско-нижегородского князя Андрея Константиновича в память о чудесном спасении на Волге. По легенде, сосланная в Суздаль Соломония Сабурова, обвиненная Василием III в "неплодии", родила в монастыре сына. Во время археологических раскопок было найдено захоронение, в котором лежала кукла, одетая в одежды 16 века. Соломония утверждала, что Георгий умер, а по народной версии, он стал легендарным разбойником Кудеяром.
    Музей деревянного зодчества.
Это музей под открытым небом - целое село с амбарами, сараями, необычным колодцем, избами и храмами.
    Преображенская церковь (1756 г.).
Из села Козлятьево с галереей-гульбищем и пристройками с бочкообразным покрытием.
    Воскресенская церковь (1776 г.)
Из села Потакино, с трапезной и колокольней, строенная "кораблем".
    Изба крестьянина-середняка со двором, где хранилась утварь. 
    Колесный "ступный" колодец, в котором расхаживали мужчины, приходящие за водой. Колесо вращалось и поднимало воду с глубины до 40 м. 
    Успенская церковь.
Сооружение 18 века из красного кирпича: широкий восьмерик на четверике, с барочным убранством фасадов. Напротив Успенской церкви - здание пожарной команды с деревянной каланчой, за ним сувенирная лавка, в бывшем купеческом доме, и в конце улицы - изящная пара церквей.

ЯРОСЛАВЛЬ
      Город был основан князем Ярославом Мудрым. В 11 веке этот край был оплотом и убежищем гонимого язычества. По легенде, князь Ярослав, взявший штурмом поселок, сжег святилище и тяжелым боевым топором зарубил священного медведя в селении Медвежий угол. Об этих событиях напоминает известный с 17 века герб города, изображающий медведя с трезубцем, позже замененным секирой. В 1071 году во время сильного голода по всей верхней Волге и Шексне вспыхнуло восстание, во главе которого встали "два волхва от Ярославля". В 1218 веке возникает самостоятельное Ярославское княжество. Княжество существовало до 15 века, но уже в 14 веке попало в орбиту влияния московского княжества, хотя владения мелких ярославских князей сохранились. При Иване III Ярославское княжество было окончательно ликвидировано. Однако Ярославский край и после полного присоединения к Москве не утратил своей культурной самобытности.
     Одной из главных причин быстрого развития Ярославского края была торговля. Вверх и вниз по Волге проплывали суда, груженные товарами из Средней Азии и Персии, Великого Новгорода и прибалтийских немецких городов. В 1612 году ярославский Спасский монастырь стал главной штаб-квартирой Минина и Пожарского в период сбора ополчения и на это время, на полгода, Ярославль стал фактической столицей Русского государства, куда собралось около 25 тысяч ополченцев. Упорным трудом ярославские крестьяне и ремесленники сумели быстро возродить родной край после разрухи Смутного времени. Уже в первые десятилетия после Смуты в Ярославле, в отличие от многих других русских городов, велось каменное строительство.
    В 12 веке Ярославль стал известен по всей стране своими мастерами - каменщиками и плотниками, кожевенниками и кузнецами. В 18 веке Ярославль становится родиной русского национального театра. Здесь начинает свою деятельность основатель русского театра Ф.Г.Волков, которому воздвигнут памятник в самом центре города. В начале 19 века было построено большое количество интересных памятников классического стиля. Облик набережной Волги не имеет равных по красоте в других поволжских городах.

Архитектурные памятники:
    Спасский монастырь.
Основан во второй половине 12 века. Сохранились постройки 16-17 веков. Каменные стены и башни частично относятся к 1550-1580 г.г., когда монастырь стал одной из сильнейших крепостей Поволжья. Древнейшее здание, дошедшее до нашего времени в монастыре и во всем Ярославле - Спасо-Преображенский собор, нынешний облик которого относится к 1506 - 1516 г.г. Подклет собора служил усыпальницей местных князей.
    Церковь Ильи Пророка.
(1647-1650 г.г)
Заказчики ее постройки - знаменитые скупщики пушнины Аникей и Нифантей Скрипины, чьи несметные богатства вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. Интерьер церкви представляет собой настоящую сокровищницу древнерусского искусства.
    Церковь Богоявления Церковь.
стоит на площади Подбельского, в центре которой - памятник Ярославу Мудрому. Построена она в 1684-1693 г.г. Это красивый богато украшенный храм без столпов и подклета.
    Толгский монастырь.
Действующий Толгский монастырь. История монастыря уходит во времена Ивана Грозного. Сейчас монастырь восстанавливается. Потрясающая архитектура и замечательные экскурсии, которые проводят сами монашки.
    Частный музей "Музыка и время".
Владелец коллекции - Джон, собрал множество граммофонов, гармоник, часов, колокольчиков, икон, пластинок, скульптуры, картин, утюгов. Все работает, звонит, звучит. Уникальный музей, а еще более интересен его владелец, который часто сам и проводит экскурсии.
    Ярославский художественный музей.
Музей размещается в бывшем губернаторском доме. Часть экспозиций расположена в Митрополичьи. В музее коллекция предметов, собранных или конфискованных после революции.
 
 вверх
Спецпредложения турагентства Велес-тур



Услуги турагентства Велес-тур

     
2005-2010 © ТА "Велес-тур"
Сделано в арт-бюро "Ante"